К 2024 году все полномочия в сфере семьи и детства планируют передать в одно министерство. Вероятнее всего, им станет Министерство труда и социальной защиты РФ.
Такую информацию озвучила на заседании Совета при Президенте России по реализации госполитики в сфере защиты семьи и детей вице-премьер Татьяна Голикова. Сейчас эти полномочия распределены между Минтрудом, Минздравом и Минпросвещения, что иногда препятствует работе. На федеральном уровне нет единого центра управления семейной политикой. Его и предполагается создать. Это позволит эффективнее оказывать помощь семьям в режиме одного окна.
«При этом мы видим успешность в ряде регионов, когда создают, условно говоря, «министерства семьи». На них замыкают всю работу, и число социальных сирот вскоре ощутимо сокращается. Никаких дополнительных структур при этом плодить не нужно. Достаточно лишь грамотно перераспределить полномочия и выбрать одного исполнителя», — сказала Валентина Матвиенко.
Детский омбудсмен Анна Кузнецова подчеркнула, что в последние годы в сфере детства наблюдаются позитивные изменения. Среди них — реализация Десятилетия детства и национальных проектов. Сегодня почти 90% детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, живут в семьях. Ежегодно снижается численность детей, оставленных матерями при рождении, а также растёт число многодетных семей».
Проблемы современной структуры органов опеки и попечительства
В тоже время количество жалоб на деятельность органов опеки и попечительства в аппарат Уполномоченного по правам ребёнка за 3 года возросло на 23%. В целом же за год количество обратившихся выросло более чем в 5 раз.
Рост напряжённости заставил представителей аппарата наведаться с проверками в регионы. Предметом внимания ревизоров стало соблюдение прав детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. По результатам проверки во многих регионах нашли системные сбои в деятельности органов опеки и попечительства. Среди недостатков: слабое взаимодействие с органами профилактики, а также кадровые проблемы. Для последних характерно отсутствие системы подготовки, подбора и чётких критериев оценки деятельности.
Проблемы и их решения
По всей видимости, подобные сбои возникли как раз из-за отсутствия чёткой вертикали управления. Эту проблему и собираются решить в ближайшие три года. Учитывая системные недочеты и серьёзнейшие задачи в сфере демографии, фрагментарные решения ситуацию исправить уже не смогут, — сообщила детский омбудсмен. А значит, настало время системных решений, которые положат начало реформе органов опеки.
При этом главным принципом реформы должен стать принцип доверия. Карательно-надзорные методы уже давно стоит оставить в прошлом. Настало время совсем иных подходов при работе с семьей. Главное при этом — помощь, содействие, сопровождение. Ведомство по защите семьи нужно строить на принципах доверия. Только так оно сможет эффективно решать поставленные Президентом задачи и дать достойный ответ на вызовы времени. И самое главное — значительно облегчит жизнь конкретных семей с детьми. Именно здесь есть больше шансов реализовать то самое предложение по оказанию помощи семье в режиме «одного окна». При этом помощь будет не только информационной. Семью будут сопровождать и контролировать качество оказываемой помощи.